Общественный транспорт Санкт-Петербурга
Дата:02.02.2015

В Музее городского электрического транспорта воссоздали историю ледового трамвая.  Ровно 120 лет назад - в феврале 1895 года - в Петербурге заработала необычная  сезонная переправа. По скованной льдом Неве побежали первые в городе пассажирские вагоны на электрической тяге. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, которая начнет работу с 3 февраля. Её посетителям представят уникальные экспонаты – чертежи, рисунки и макеты, которые будут открыты для всеобщего обозрения впервые.

Первые вагоны с пассажирами  появились на льду Невы зимой 1894 года, и ходили они по  четырем маршрутам. Сначала это напоминало аттракцион «американские горки»:  вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Но уже в следующую зиму  миниатюрные открытые вагоны,  рассчитанные на 20 пассажиров,  заменил настоящий трамвай – на электрической тяге или, как его еще стали называть, «ледовый трамвай».

«Ледовые» вагоны не сохранились, зато уцелели  уникальные исторические чертежи. Они представлены на выставке в Музее городского электротранспорта: технические рисунки вагонов,  схемы маршрутов и контактной сети.  Шпалы и рельсы были уложены прямо на льду, вагоны получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Переправой по льду Невы пользовались до 900 тысяч пассажиров за сезон. Перевозки открывали после официального разрешения речной полиции, замерявшей толщину и прочность льда.  Первая линия такого трамвая  проходила от Зимнего дворца до Мытнинской набережной, затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера, впоследствии к ним прибавились ещё два: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.

В Музее городского электротранспорта представлены также  исторические фотографии и  подлинные цветные открытки начала XX века, на которых изображен «ледовый трамвай». Этот вид транспорта сразу полюбился горожанам. Проезд стоил всего две копейки, а переправа работала даже ночью.

Ядро музейной экспозиции – макет ледового трамвая, позволяющий составить полное представление о проекте «Товарищества для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Ко». Любопытно, что ледовый трамвай появился в Петербурге…вследствие  хозяйственного спора.

В 1880 году инженер Федор Пироцкий проводил на улицах Северной столицы испытание двухэтажного коночного вагона, работающего при помощи электричества. Это и был первый российский трамвай. Однако начинанию стало противодействовать Акционерное общество конно-железных дорог, обеспокоенное конкуренцией и возможным снижением прибыли. Поскольку этот перевозчик закрепил за собой юридическое право на строительство и использование рельсового транспорта на земельных участках города, свободными оставались только речные пространства — реки и каналы Петербурга. Так и появилось оригинальное техническое решение.

Ледовый трамвай  ходил вплоть до зимы 1910/11 года – уже наряду со своим  «сухопутным» собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ на льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование.

Еще больше интересных фактов и сведений о ледовом трамвае - в Музее городского электротранспорта (В.О., Средний пр., д.77). Посетить выставку можно в любой день, кроме понедельника. Экскурсии начинаются в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00.


© 2005-2019 m.orgp.ru, All Rights Reserved.