Общественный транспорт Санкт-Петербурга
Дата:26.08.2015

26 августа в пресс-центре «Интерфакса» прошла пресс-конференция председателя Комитета по транспорту Александра Воробьева. Темой пресс-конференции стало изменение законодательства в сфере пассажирских перевозок наземным транспортом. Глава Комитета рассказал журналистам о том, что ждет, в связи с появлением нового закона, пассажиров и перевозчиков, и какой вектор развития примет транспортный комплекс Петербурга в целом.

Федеральный Закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были подписан Президентом 13 июля 2015 года.

Александр Воробьев подчеркнул, что главная цель нового закона – ввести понятные и равные правила для всех участников рынка пассажирских перевозок.

Впервые на законодательном уровне маршруты разделяются на два вида: с регулируемым тарифом (с перевозкой всех льготных категорий граждан)  и  нерегулируемым тарифом (тарифы устанавливаются перевозчиком самостоятельно). Первые частично или полностью оплачиваются из бюджета субъекта федерации, затраты по вторым не компенсируются.  Закон дает право властям регионов отказаться от одного или другого вида маршрутов -  в Петербурге пока будут действовать оба. 

К маршрутам с регулируемым тарифом будут отнесены те, что мы сегодня называем «социальными», так как они частично оплачивались из бюджета Петербурга. Право обслуживать такие маршруты (и получать компенсацию из бюджета) транспортные компании смогут получить, выиграв конкурс по закону о госзакупаках (44-ФЗ). Но пока перевозки по таким маршрутам будут осуществляться теми же перевозчиками и в том же порядке, который существовал до официального опубликования Федерального закона. Сроки проведения конкурсов на право заключения госконтрактов будут определены в отдельным документом. Для негосударственных перевозчиков этот срок не может превышать 5 лет, для государственных – 10 лет. Первые конкурсы на право заключения государственных контрактов планируется провести в середине 2017 года.

Новые маршруты с регулируемым тарифом, или маршруты, которые город решит перевести в статус «социальных», будут выставлены на конкурс по закону о госзакупках. Права и обязанности перевозчиков будут прописаны в государственных контрактах, которые будут заключены по итогам конкурсов.

Глава Комитета по транспорту отметил: есть риск, что в конкурсах по социальным маршрутам негосударственные перевозчики будут участвовать неохотно (до сих пор «социальные» маршруты шли в одном лоте с «коммерческими»). Для того, чтобы переломить эту ситуацию, в Комитете в течение 1,5-2 лет будут разработаны новые условия финансирования: и для государственных, и для частных предприятий будут установлены единые доходные и расходные ставки.

Сегодняшние «коммерческие» маршруты будут отнесены к маршрутам с нерегулируемым тарифом, поскольку они и прежде  не оплачивались из бюджета Петербурга. Перевозчикам, работающим на них, будут выданы свидетельства и карты маршрутов. Конкурсы будут проводиться только в отношении новых маршрутов, маршрутов, на которых работают более двух перевозчиков, в случае отзыва свидетельств у недобросовестных перевозчиков в судебном порядке или изменения вида регулярных перевозок.

Требования к перевозчикам, работающим на маршрутах с нерегулируемым тарифом, будут прописаны в региональном законе о пассажирских перевозках, который сейчас готовится Комитетом по транспорту – и будет принят до конца 2015 года. 

При оценке участников конкурсов на маршруты с нерегулируемыми тарифами, будут учитываться число ДТП с пострадавшими, совершенных по вине перевозчика или его сотрудников; опыт осуществления регулярных перевозок; характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок; максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемый перевозчиком.

Отвечая на вопросы журналистов о возможном повышении цен на «маршрутках» с 11 января 2015 года, глава Комитета отметил, что закон, действительно лишает город права регулировать тарифы на маршрутах, которые не будут субсидироваться городом полностью или частично, но предложил обратиться к опыту Москвы. В столице тарифы на «коммерческих» маршрутах не регулировались и прежде. Цену за проезд устанавливали сами перевозчики – при этом в большинстве случаев она оказывается ниже, чем на «социальных» маршрутах.

До конца года Комитету по транспорту предстоит разработать еще один важнейший свод – документ транспортного планирования, который будет содержать планы по развитию регулярных перевозок. В нем необходимо отразить график заключения госконтрактов по маршрутам с регулируемым тарифом, планы по изменению видов маршрутов (с нерегулируемого тарифа на регулируемый или наоборот)  и многое другое.

Глава Комитета подчеркнул, что целью планирования должен стать постепенный перевод всех городских маршрутов в категорию «социальных» - с регулируемым тарифом и высоким качеством оказания услуг. Так, чтобы горожанам не приходилось задумываться – государственной или частной компании принадлежит везущий их автобус.

 

Справка:

В Петербурге работают 329 «социальных» и 297 «коммерческих» автобусных маршрутов, а также 45 троллейбусных и 42 трамвайных. Перевозки по ним осуществляют 17 транспортных компаний: 2 государственные – «Пассажиравтотранс» и  «Горэлектротранс» - и 15 негосударственных.

Презентация 220-ФЗ


© 2005-2019 m.orgp.ru, All Rights Reserved.